Сразу несколько читателей подкинули мне ссылку на грустную историю уже этого сентября. Желающие позлиться могут прочесть вот здесь полностью, а для ленивых перескажу суть в несколько слов.
Россия, сентябрь 2009-го года. Небольшой таёжный посёлок, школа одна. В школу ходит девочка 11 лет. Девочку злобно травят одноклассники. «Социализируют», как выражаются у меня в комментариях защитники школ. «Социализируют», судя по всему, уже не первый год.
В этом сентябре, однако, травля достигает таких масштабов, что даже мама девочки замечает, что что-то идёт не так. Ужасается, идёт разбираться в школу. Классный руководитель и директор школы дружно посылают мать девочки куда подальше. Дескать, что Вы переживаете из-за таких пустяков, ребёнок должен социализироваться.
Мама девочки подключает друзей. После угроз директору девочку переводят в другой класс, а детей-травильщиков пытается запугать товарищ мамы, сотрудник милиции. Результат: вечером одноклассницы выманивают девочку из дома и запирают на замок в каком-то сарае. Через пару часов крики девочки привлекают внимание прохожих и её освобождают. (На всякий случай: на улице осень. Минусовых температур пока нет, но уже и не жарко).
Итог истории: семья девочки переезжает в Ухту. С детьми-шутниками будут вестись какие-то воспитательные беседы, но, ставлю 10 к 1, их даже ругать особо не будут.
Так вот. К чему я это написал. У давно закончивших школу реакция на происходящее — предсказуема. «Сволочи дети, дура мама, халатные преступники учителя». У закончивших школу недавно и у школьников мнение иное. «У детей свой мир, ничего тут не поделаешь». У любителей школ третье мнение: «Девочка сама виновата, надо было активнее социализироваться».
Проблема, однако, думаю, вовсе не в конкретных детях и не в конкретных «педагогах». То есть, учителя, конечно, сволочи, тут вопросов никаких нет. Но… в современных школах подобные истории — это вариант нормы. Ровно то же самое происходит в подавляющем большинстве школ России. Проблема системная.
Помните статью Пола Грэма «за что не любят ботанов» (ссылка)? Если не помните, прочитайте непременно — она того стоит. А я сейчас продолжу немного его мысли.
Людям свойственно объединяться в компании и травить других людей. При этом чувства меры у людей не очень много. И если обратной связи не будет — они легко могут затравить человека насмерть, что мы и наблюдали неоднократно на протяжении всей человеческой истории.
При этом затравить взрослого человека достаточно тяжело. Так как он может обратиться в милицию, после чего травильщикам сделают больно. Травильщики же ответить ему не смогут, так как взрослый человек может банально перестать с ними общаться. Более того. Травля взрослых людей не очень часто доходит до каких-то критических пределов именно потому, что жертва обычно имеет возможность куда-нибудь уйти и не общаться больше со своими обидчиками.
А вот затравить школьника — как нечего делать. И вот почему:
1. Бежать школьнику некуда.
2. Других детей за «травлю» не наказывают.
Вопрос. Можно ли как-нибудь решить проблему при существующей школьной системе?
Полагаю, нет. Потому что детей у нас наказать невозможно. А школьник отказаться ходить в школу не может.
Представьте себе аналогичную ситуацию, допустим, в офисе. В офисе начинают травить в школьном стиле одну из сотрудниц. Ну, допустим, пачкают ей пальто чем-нибудь плохосмывающимся. Какие дальнейшие действия руководства?
Очевидно: разобраться в ситуации и по-тихому уволить шутника, попросив предварительно оплатить стоимость пальто. Так как руководство — не деревянное, и понимает, что если жертва уволится и напишет заявление в милицию, у него будет реальный геморрой.
Как насчёт того же самого в школе? Может школьный учитель по-тихому выгнать из школы зачинщика травли?
Как правило, нет. Во-первых учителей банально мало. Один классный руководитель на 30 человек — это смешно. Давно уже доказано, что эффективно можно руководить группами по семь человек. Эффективно руководить группами по 30 человек — это утопия. Ну а командовать людьми «оптом», ходя кругами вдоль доски и обращаясь ко всему классу… только совсем не имеющий руководящего опыта человек может думать, что это реально.
Во-вторых, если это не какая-нибудь элитная физмат школа, учитель банально не имеет власти над учениками. В нашей стране образование — обязательное. Поэтому пока дело не дойдёт до серьёзных физических травм, типа сломанных конечностей, исключить школьника из школы — крайне тяжело.
В-третьих, классному руководителю банально наплевать на своих подопечных. Ну, травят там кого-то, и Б-г бы с ним. Каждый год кого-то травят, ничего страшного, пусть дети социализируются. Ведь классный руководитель — не деревянный, и отлично знает, что никто ничего ему за бездействие не сделает. Не первый год в школе, чай.
И, наконец, в-четвёртых, сама жертва никому не жалуется, так как знает: даже если жалобу не проигнорируют, Петю всего лишь немного поругают перед классом. А завтра жертве снова придётся идти в школу, где она встретится с Петей уже наедине, без учителя. А Петя, получив головомойку, добрее ни разу не станет.
Подведу итог. Существуют три причины, по которым практически в каждой школе травят детей.
1. Дети предоставлены сами себе.
2. Дети не могут уйти из школы.
3. Детей нельзя выгнать из школы.
Особо остановлюсь на первой причине. Если на одного педагога приходится не тридцать, а, скажем, пять детей — с большой долей вероятности, психологический климат во вверенном ему подразделении будет нормальным. Если на одного педагога приходится сто учителей детей (как бывает в некоторых пионерлагерях) какое-нибудь непотребство в коллективе будет твориться почти наверняка. Потому что даже плохое руководство — это на порядок лучше, чем никакого.
Что же касается второй и третьей причины, то, если Вы помните, я учился в четырёх школах. В первых двух травля детей была в порядке вещей. Ужасов, правда, никаких не было — обыкновенная детская травля. Ну, Вы все учились в школе, знаете, как оно бывает.
А вот в двух последних моих школах никакой травли не было.
Потому что одна из школ была продвинутой, и из неё могли ребёнка как нечего делать выгнать. Дети это знали. Вторая школа, наоборот, была вечерней. Там учились уже взрослые, по сути, люди, которые могли бы, если бы такая необходимость возникла, просто сказать школе «до свидания».
Сравните, кстати, ситуацию в школах с ситуацией в армии или в тюрьме. Проблемы выползут ровно те же. Отсутствие руководства, невозможность уволиться, невозможность уволить. И следствия будут ровно такими же. Традиционная травля, о которой так любят писать «Солдатские Матери». Забавный факт, кстати: ни «Уголовных Матерей», ни «Школьных Матерей» у нас почему-то нет…
Ладно. Как нужно изменить школу, чтобы решить эти три проблемы?
На мой взгляд, грамотное решение — разрешить детям внутри школы выбирать учителей, а учителям — учеников.
Во-первых, частично решится проблема руководства. Так как реальное соотношение учителей и учеников в России… один к десяти (пруфлинк). Классы в тридцать детей, когда ребёнку даже поговорить с учителем удаётся далеко не каждый день — это исключительно особенность классно-урочной системы. Опять-таки, учителя смогут назначать себе помощников из числа более взрослых школьников и студентов. В спортивных секциях, например, подобный метод руководства с успехом практикуется.
Во-вторых, если ребёнок не сможет вписаться в коллектив в одной группе детей, он сможет просто перейти к другому учителю. Не «перевестись в другую камеру», с шумом, воплями и помощью родителей, а просто взять и пойти на следующий урок к другому преподавателю. Всё же школа целиком — это несколько сотен детей. В организации такого размера дышится куда как легче, чем в замкнутом гадюшнике из стандартного класса.
Наконец, если у учителя будет «дубинка» в виде возможности отказаться учить шкодников, это повлияет на дисциплину самым благотворным образом.
В идеале, кстати, было бы здорово ввести административную ответственность для родителей за шалости их детей. Ведь сейчас как — побил хулиган Вовочка отличника Коленьку, вызвали маму Вовочки в школу. Та руками разводит — «без отца растёт, что поделать». А вот если эту маму посадить на 15 суток, с письмом на работу… ну, Вы поняли идею. Интересно — есть такое уже в какой-нибудь стране?
И, напоследок, не будем забывать ещё об одном факторе. И в призывной армии, и в школе, и в тюрьме людей держат насильно. Это серьёзно озлобляет их, и им надо куда-то выплёскивать свою агрессию. Если занять детей интересным делом, общий уровень злобы понизится.
Автор Фриц Морген
Источник fritzmorgen.livejournal
Комментариев нет:
Отправить комментарий