Интересное

RSS импорт: www.rss-script.ru

четверг, 10 сентября 2009 г.

Оборонка: разговор на чистоту

Как уже сообщала ранее «Красная звезда», 4 сентября 2009 года в Общественной палате под председательством заместителя председателя Комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Владимира Гутенева прошли общественные слушания «О реализации антикризисных мер по поддержке оборонно-промышленного комплекса». Речь шла о государственной поддержке предприятий ОПК, обеспечении занятости на предприятиях отрасли, формировании и своевременном финансировании контрактов по гособоронзаказу.

Главный вектор

Мировой финансовый кризис существенно повлиял на социально-экономическое состояние России. По данным Росстата, падение промышленности в первом полугодии 2009 года составило 14,4 процента. Значительно упали объемы производства гражданской продукции, но благодаря гособоронзаказу рост промышленной продукции оборонно-промышленного комплекса в январе - июле 2009 года составил 106,8 процента к соответствующему периоду 2008 года. Вместе с тем «оборонка» сталкивается по-прежнему со значительными трудностями.

Открывая слушания, Владимир Гутенев задал вектор обсуждения: «Наша задача - не столько констатировать проблемы ОПК, которые в большинстве своем носят системный характер, сколько внести конкретные предложения по устранению узких мест в реализации мер по поддержке оборонных отраслей промышленности». По его словам, финансово-экономический кризис еще более явно обнажил застарелые проблемы отечественной «оборонки». Специалистам они известны: это и сложное финансовое положение многих предприятий, и необходимость скорейшей модернизации производственной базы, и нехватка квалифицированных кадров.

Важность поддержки ОПК очевидна. Он является одним из основных источников технологического роста и инноваций, сферой приложения многих фундаментальных и прикладных исследований. Многие предприятия отрасли имеют ранг градообразующих.

Всего в отрасли, которая включает 1.400 предприятий, трудятся свыше полутора миллионов человек.

Владимир Гутенев отметил две совершенно противоположные тенденции, которые наметились на рынке вооружений в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Первая - ряд стран заявил о планируемых сокращениях военных бюджетов и соответственно закупок вооружений. В то же время существует и противоположная тенденция, связанная с увеличением военных расходов, со стремлением ряда стран укрепить свой оборонный потенциал в период кризиса.

Политика стран-экспортеров заключается ныне в том, чтобы в максимальной степени сохранить ОПК как самый высокотехнологичный сектор промышленности. Есть два пути решения этой задачи - увеличение внутреннего заказа для национального ОПК и предоставление ему максимального содействия на самом высоком государственном уровне по продвижению продукции на мировом рынке.

Слезам не верить...

Начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин, принявший участие в слушаниях, напомнил собравшимся, что в бюджет нынешнего года из-за мирового финансово-экономического кризиса потребовалось внести изменения. В связи с этим в декабре прошлого года пришлось приостановить организационную работу по исполнению нового бюджета. Новый Закон об уточненном бюджете вышел 26 апреля 2009 года. Но, несмотря на все трудности, финансирование гособоронзаказа велось не хуже, чем в предыдущем году. В то же время уже в первых числах апреля появились обращения руководителей предприятий, губернаторов в правительство с жалобами по вопросам финансирования ГОЗ.

Необходимо отметить, что Минобороны не пошло по пути механического сокращения в выполнении всех программ на 17 процентов, а, основываясь на старом ГОЗ, определилось, что будет заказывать в обязательном порядке. Были закрыты только менее приоритетные и непервоочередные темы. При этом на военное ведомство давил груз заключенных ранее долгосрочных контрактов по неприоритетным темам. К примеру, на поставку автозапчастей.

В ходе слушаний руководители предприятий посетовали на недостатки в процедуре финансирования ГОЗ. Банковскую процентную ставку в 15—19 процентов за кредит для закупки сырья и выплат зарплаты они считают «грабительской».

Очевидно, что в этом виноваты не Минобороны и другие силовые ведомства. Военное ведомство максимально упростило процедуру выдачи аванса по ГОЗ. Практически во всех контрактах с предприятиями указано, что Минобороны выплачивает в размере 80 процентов минимальный аванс. Для его получения необходимо предоставить контракты по кооперации с участвующими в выполнении заказа, обязательство по перечислению этим предприятиям причитающихся финансовых средств по авансу в десятидневный срок и банковскую гарантию. В банках ее выдают под 1,5 процента.

О каких 15—19 процентах ведут речь гендиректора, кому не хватает выделяемых средств по ГОЗ? Некоторые руководители, наоборот, не спешили с получением финансовых средств. Например, ГНПП «Базальт». К тому же «оборонка» не исчерпала возможности по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Надо иметь в виду, что источники прибыли предприятия ОПК сегодня условно можно разделить на три части: гражданскую, экспортную и ГОЗ. Из-за финансового кризиса поступление доходов по двум первым каналам, по сути, сошло на нет. Остался госзаказ. За счет его многие директора захотели покрыть все свои убытки. К цене на военную продукцию стали приплюсовывать убытки и недополучение прибыли в гражданском секторе.

На МАКС-2009, как известно, был подписан контракт на 64 самолета Су-35. И симптоматично, что Минобороны удалось за месяц работы с предприятиями кооперации снизить стоимость контракта на 30 млрд. рублей. Складывается мнение, что «головники» даже не вникают в ценообразование продукции своих партнеров и не работают с ними по этой проблеме.

Не менее обескураживающим является и второй приведенный на слушаниях пример. Руководство ГКНПЦ им. М.В. Хруничева на реализацию программы по ракете-носителю «Ангара» запросило дополнительно 10 млрд. рублей. С ними заказчик поработал. Оказывается, надо всего 250 млн. рублей. Такие вот аппетиты у нынешних руководителей предприятий.

Здесь будет уместным отступление: на МАКС-2009 председатель Правительства России Владимир Путин одной из групп проблем в Объединенной авиастроительной корпорации назвал недостаточное качество корпоративного управления, высокие издержки и низкую экономическую эффективность производительности труда.

Такая группа проблем существует и во многих других корпорациях. Иначе чем объяснить, что их специалисты не могут просчитать себестоимость продукции, своевременно оформить отчетные документы, но умеют устанавливать для себя заработную плату на порядок(!) выше, чем она в среднем по отрасли?

Стоимость отдельных образцов российского вооружения приближается к цене их зарубежных аналогов. И, учитывая разницу в зарплатах в ОПК в России и на Западе, можно сделать вывод, что деньги уходят на накладные расходы.

НАША СПРАВКА. С начала 2009 года Рособоронзаказ провел 411 проверок в части размещения ГОЗ. В ходе проверок выявлено 1.343 нарушения Закона о госзакупках, выдано 203 предписания об устранении нарушений. С начала года аннулированы результаты торгов на общую сумму 174 млн. рублей.

Кроме того, в этом году выявлено 6,5 млрд. рублей нецелевого расходования средств ГОЗ, 1,3 млрд. рублей неправомерно расходованных средств, а также 98 млн. рублей использованы нецелевым образом. В результате в федеральный бюджет возвращено 39 млн. рублей, в том числе более 10 млн. рублей штрафов.

В настоящее время камнем преткновения стал Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Целесообразно, отмечалось на слушаниях, изменить его с учетом реалий сегодняшнего дня.

По мнению Минобороны, как сказал Владимир Поповкин, необходимо, чтобы Военно-промышленная комиссия по большим проектам утверждала всю кооперацию, прописывала ее второй, третий уровни. Тогда на всех производителей в полной мере будут распространяться требования действующего законодательства по ГОЗ.

Такую же точку зрения высказал председатель Научно-технического совета госкорпорации «Ростехнологии» Юрий Коптев. По его мнению, в кооперации должны быть прописаны также и поставщики сырья и энергоресурсов, все, кто так или иначе задействован в выполнении «оборонкой» госзаказа. Тогда формирование цены будет прозрачным, понятным и перестанет зависеть от вспышек непомерных аппетитов желающих попировать за счет государства.

Не секрет, что отдельные федеральные целевые программы в полной мере не реализуются по банальной причине. В некоторых кабинетах сидят администраторы, не знакомые с организацией промышленного производства. Беда нашего ОПК в том, что в два последних десятилетия на руководящих должностях на многих предприятиях оказались специалисты по управлению финансовыми потоками и пакетами акций, которые не имеют понятия о реальном производстве, не прошли ни школу конструкторских бюро, ни производственных цехов.

«Оборонке» сегодня нужны не теоретики, умеющие произносить иностранные слова о менеджменте, а сведущие в производстве специалисты. Юрий Коптев высказал в связи с этим мнение, что необходимо обратить особое внимание на ключевые посты в управленческих структурах корпораций.

Владимир Поповкин сообщил на слушаниях о ходе формирования ГОЗ на следующий год. Значительно сокращается ремонт небоевой техники, которая исчерпала свои возможности, ремонтируясь уже 20 лет. Основным приоритетом закупки станет не просто новая, а именно самая современная техника. Планка требований к закупаемой технике будет повышаться. Предлагаемые «оборонкой» образцы должны удовлетворять потребностям вооруженной борьбы.

Разумеется, в связи с этим встает вопрос о технических возможностях предприятий. Пока перестройка ОПК, его переоснащение на новый станочный парк, на новые технологии очень сильно опаздывают.
Говоря об импортозамещении в «оборонке», Владимир Поповкин отметил, что необходимы международная кооперация и определенная импортная база, так как отечественный ОПК пока не всегда может обойтись отечественными комплектующими.

70 миллиардов на поддержку

Директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Игорь Караваев сообщил, что предприятия ОПК, выполняющие гособоронзаказ, к началу октября получат дополнительные субсидии в части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на осуществление основной деятельности. «Из 70 млрд. рублей, выделенных в этом году из бюджета на поддержку ОПК в рамках антикризисных мер, на эти цели было выделено 15 млрд. рублей, - заявил И. Караваев. - До начала октября предприятия получат дополнительно до 1,5 млрд. рублей, а до конца года будет выделено до 6 млрд. рублей». По его оценке, каждый рубль субсидирования процентной ставки означает привлечение в хозяйственный оборот предприятия суммы, в 6—7 раз превышающей суммы оборотных средств.

Все 70 млрд. рублей, выделенных ОПК в рамках антикризисных мер, по данным на 1 сентября, как заявил директор департамента, «полностью распределены между конкретными предприятиями». Он напомнил, что базовым критерием для оказания господдержки считаются значимость продукции предприятия и его роль в выполнении ГОЗ. По данным Минпромторга, системообразующими считаются 154 предприятия, из них 54 не испытывают экономических сложностей и стабильно выполняют гособоронзаказ.

В результате дискуссии в Общественной палате было принято решение о формировании рабочей группы, которая дополнит проект резолюции общественных слушаний с учетом поступивших предложений. Документ будет направлен на рассмотрение в высшие органы исполнительной власти.

redstar.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий